В Кёльне иду (одна и “для себя”) в музей (и всем советую :-) – вот эту Мадонну посмотреть.
Автор – Штефан Лохнер, 15 век (он меня уже давно с Кёльном примирял). Эта картина – “типичный” Лохнер. Красивая Мария (очень красиво одетая молодая мать), умилительные цветочки, много кудрявых ангелов (чаще всего синекрылых)…
Стояла близко-близко, никто не толкал, не мешал, не бдил… Наедине со средневековым искусством. Я рассматривала и любовалась. Показываю и рассказываю (детально), что же там “такое” :-)
А вот и два фрагмента “прелестной” Марии:
- в розарии, в беседке с ангелами -
на зелёной траве-мураве
В Германии есть, кстати сказать две картины с названием “Мадонна в беседке из роз” - они же: два самых известных образа в истории немецкого искусства (вторая – “Мадонна Шонгауэра“).
Малоформатная картина, о которой я хочу здесь рассказать подробнее, является одним из последних произведений Штефана Лохнера.
Для всех его произведений характерны “особая тонкость письма, изысканность в чередовании ярких и приглушённых красочных пятен, богатство одежд и украшений, величавый покой и аристократичное бесстрастие персонажей”. Самым знаменитым произведением мастера является, пожалуй, картина «Мадонна в беседке из роз», относимой к типу изображений Девы Марии, навеянным поэтическим сравнением: «Мария — запретный сад» (запретный сад в Средневековье символизировал девственность).
Золото фона, затейливый орнамент из трав. Символы этой картины многочисленны!..
Центральной фигурой является одетая в ярко-синий плащ и сидящая на траве Мария. Младенец Иисус на её коленях держит яблоко в руке - как символ преодоления первородного греха (достигнутое через распятие Христа). Разноцветные крылья ангелов, обрамляющих фигуру Мадонны с младенцем, также “нарядны” и примечательны. Четвёрка сидящих на переднем плане ангелов играют на музыкальных инструментах, а крылья ангела слева от Марии напоминают перья павлина.
Павлин среди других символов “показывает” на духовное возрождение и, таким образом, воскресение Христа. Кроме того, его “тысячу глаз” интерпретировали в Средневековье как знак Божьего всеведения.
Знаком является также и брошь Марии. Она – драгоценность, в которой очень миниатюрно изображена Дева с единорогом на коленях – а по преданиям неуловимый единорог мог быть пойман только целомудренной девой (рассмотреть детальнее). Драгоценный венец, блеск которого особенно выделяется на фоне рельефного нимба - признак её “королевского достоинства” – Царицы Небесной. За беседкой, увитой розами, два ангела держат парчовую занавеску, а на золотом фоне, символизирующем Небеса, мы видим в ореоле ангельских глаз (посмотрите фрагмент детальнее) очень доброе и наивное изображение Бога Отца и голубя, символа Святого духа.
Особенно радуют цветы у ног Марии: поверьте, там есть ландыши, фиалки, ромашки, водосбор и земляника! Из-за красных фруктов её - земляника считается “намёком” на кровь и указанием на Страсти Христовы, тройные листья – относят к Троице. Именно из-за ещё одной характеристики земляники – цвести и плодоносить одновременно – она стала символом девственности Марии.
Особое значение здесь у роз. Согласно христианскому толкованию, роза до первородного греха была без шипов и Марию в соответствии с тем называли “Розой без шипов“, поэтому можно говорить также о соответствии этого изображениюя типу “Мадонны в Эдемском саду”.
Многочисленные маленькие ангелы — словно драгоценный оклад, обрамляющий хрупкую фигуру Марии, погружённой в свои думы. С изяществом миниатюриста Лохнер демонстрирует элегантное позднеготическое внимание к деталям: к фактуре и складкам тканей, к блеску каждого камня в драгоценностях и к сходным с драгоценными украшениями перьям ангелов, к растительности и каждой былинке-травинке!..
Интересно, поэтому ещё кое-что из заявленного Александром Бенуа (“Истории живописи” – цитаты из главы “НЕМЕЦКИЙ ПЕЙЗАЖ В XV И XVI ВЕКАХ / II – КЁЛЬНСКАЯ ШКОЛА. Стефан Лохнер“:
“Не в Кёльне, а в живописной школе среднего Рейна мы находим и один из первых примеров того особенного типа “Мадонны среди цветов” или “Мадонны в саду”, которые считаются характерными кёльнскими картинами. …”
“Особенно важно было бы знать год написания “Марии на земляничной грядке” (в Золотурнском музее): 1420-й ли год, как думали раньше, или 1430-й, или, наконец, как считает Шмарзов, она относится к середине века? Последнее мнение, вероятно, наиболее справедливо, ибо вся техника этой прелестной, довольно крупной картины – зрелая. Напротив того, ошибки в перспективе и неловкая разрозненность композиции заставляют думать, что “Райский сад” франкфуртского музея лет на десять старше золотурнской Мадонны” (2).
“… Важно, во всяком случае, отметить уже то, что мотив этот в XV веке чрезвычайно полюбился, ибо это служит одним из признаков все возрастающего сближения человека с природой… “
“На указанных только что “садах” следует остановиться здесь, где мы говорим о пейзаже, подольше. Пейзажа в настоящем смысле слова и в них нам не найти. Фон этих картин всегда золотой, а перспектива элементарна. Но любовность, с которой выписаны каждая травка, каждая веточка, наблюдательность, с которой переданы некоторые детали (например, кусты шиповника позади Золотурнской Мадонны), сообщает этим картинам своеобразную, восхитительно-нежную поэзию. Сколько “обожания зеленого царства” сказывается в этих сплошных коврах ландышей и подснежников, или в том, что Царицу Небесную художник усаживает прямо на сырую земляничную грядку. Лучшего трона он ей придумать не мог.Как далеки мы здесь от суровых садов Византии, от застывших, точно из бронзы отлитых, кипарисов и пальм, которыми украшались древние мозаики, и как далеки от тех вычурных престолов, которые только что, у джоттистов, у мастеров пражской школы, у тех же немцев и нидерландцев, были исключительно в ходу.Ван Эйки любили помещать Мадонну в уют комнат, в тихий теплый полумрак или среди готических соборов. Немецкие живописцы-поэты вводят небожителей в свои простенькие, но милые домашние садики, где, вероятно, они сами любили молиться, где они “зрели Бога”.…Прелестные вариации на эту же тему принадлежат Стефану Лохнеру и его последователям. Вообще, этот представитель кёльнской школы (как и вся школа в целом) чуждался пейзажа. Но вот для “модной” темы “Мадонна в саду” они строят тоненькие изящные беседки и усаживают святых на зеленую траву. Лишь с золотом фона они не могут расстаться. Даже позднейший кёльнский “Мастер Жизни Марии” не расстаётся с ним, несмотря на свои большие знания и послушное следование нидерландцам, на то, что его картины написаны в 1470 – 90-х годах, когда во Франции, в Нидерландах и Италии золотой фон исчез навеки (4).
2 Последняя картина одними считается произведением среднерейнского, а другими вестфальского художника.
3 Ввиду того, что многое, и очень значительное, из произведений XV века всех школ утрачено и что не всегда возможно точно датировать сохранившиеся картины, всякие предположения о том, что и на что именно влияло, являются праздными. Можно лишь установить общность известных идеалов для одной эпохи всех стран католической культуры.
4 Лучшая “Madonna im Rosenhag” Лохнера находится в Кёльнском музее. Милая небольшая “Мадонна” имеется и в Мюнхенской Пинакотеке. Одной из самых ранних Мадонн этого же типа является круглый образ в том же музее, считающийся произведением мастера Вильгельма. Но там “сад” выражен только в траве, на которую поставлен трон. Такой же травяной ковер стелется под группой “Поклонения волхвов” в знаменитой картине Лохнера, в Кёльнском соборе… Прелестная кёльнская картина “Madonna und die Rosenlaube” “Мастера Жизни Марии”.