Остров. Лаборатория. Музей. Природа. Культура. Старый кирпич. Дома-скульптуры. Необыкновенное. Рядом!

У нас тут, на Нижнем Рейне.

На днях побывала (не в первый уже раз) в одном из «10 супермузеев, о которых вы ничего не слышали» (по оценке известного журнала) — один наш соседний «таинственный остров сокровищ» – знакомьтесь: «Инзель Хомбройх».

Входите…

Хозяин этого Острова Робинзон Карл-Генрих Мюллер говорил: «Это — остров в метафорическом смысле, потому что здесь всё происходит не так, как в обыденной жизни». Вот этот «чудной» дюссельдорфский предприниматель и коллекционер с простой немецкой фамилией Мюллер купил под Дюссельдорфом, на окраине города Нойса в пойме речушки Эрфт усадьбу 19 века с названием Хомбройх и объявил её островом (в перекати-поле).

Усадьба та была окружена водой — как на островке. А когда здесь по его задумке появился музей, он стал незатейливо называться Insel Hombroich — «Остров Хомбройх», Инзель Хомбройх. Этот музей…

”нарушает все возможные правила и установления. Роскошный парк не является заповедником. В музее нет охраны и не соблюдается температурно-влажностный режим. Экспозиции представляют собой невообразимый салат из кхмерской скульптуры, персидских терракот, китайских бронз эпохи Мин, произведений Матисса, Арпа, Бранкузи и современных дюссельдорфских художников» —
(с) «Вокруг света»

Сам Мюллер называл эту концепцию «культурной лабораторией». А ещё про это место говорят “выращенный музей” и “остров уединения”. Как это так? Тут обычный деревенский пейзаж – на дальней станции сойду, травааааа по поооояс…

Это не крокусы, а безвременники (великолепные?). Очень сильное название, мне кажется.

«Деревенская» дорожка прямо за дверью, шуршит и извивается — через лужок, заболоченные участки поймы, группы деревьев, кустарник, мимо маленьких прудов — тишина, лесок, щебечут птицы, плакучая ива. И не дикая природа это, а пейзаж, созданный рукой художника — творение ландшафтного архитектора Бернхарда Корте (считайте: «английский» парк!). Всё здесь скомпоновано не менее продуманно, чем на живописном полотне. Как в девизе Сезанна “Искусство в согласии с природой”?..

До всего этого «культурного эксперимента» здесь, представьте себе, была заброшенная сельскохозяйственная пустошь. Лишь старый усадебный дом окружали деревья – маленький такой частный “английский парк”. Земельный участок Мюллер купил в 1982 году, музей открылся в 1987-ом. В течение пяти лет создавали-рисовали остров «Инзель Хомбройх».

Формы всех современных зданий (служащих павильонами для экспозиции той коллекции, которую собрал Мюллер) предельно просты.

Ослепительно белы стены внутреннего зала, пронизанны-прорезаны потоками с льющимся сверху света… А вокруг — живая и «простая» природа.

…и заросший английский парк, видимый через распахнутые двери, а снаружи — тишина и зелень травы.

Возникает интересный эффект.

«Пока находишься на открытом воздухе, павильон воспринимается как рукотворный объём, помещенный в природную среду. Что-то вроде садово-парковой скульптуры… Но когда попадаешь внутрь, объём и пространство словно меняются местами: в объект экспозиционного показа превращается парк, обрамленный, как картина, дверным проемом“.

Планы павильонов причудливы, создатель музейных павильонов Эрвин Хеерих по образованию — скульптор, профессор скульптуры Дюссельдорфской академии художеств! Отдельные постройки открываются взору внезапно, после очередного поворота дорожки. Большинство павильонов выстроено из старого кирпича — он фактурен, “происходя” от разобранных построек, со следами времени, сложной игрой цвета.

В этих непростых-простых, а от того ещё более “торжественных” белых интерьерах многое перемешано – получился “умопомрачительный винегрет из эпох и стилей” – и ни одной этикетки ни под одним произведением! Внушительная и очень эклектичная коллекция. Но всё вместе отлично “смотрится”!

Очень просторно и свободно. В буквальном смысле :-)

“Искусство в коллекции Мюллера анонимно,
как анонимны луга и поля, его окружающие».

Зрителю дано просто созерцать. Картины лишены этикеток не потому, что вас хотят заставить отгадывать загадки, а потому что … поучительные аннотации не нужны и оттого неуместны.

Это произведение прекрасно, так не все ли равно,
кто его автор?

И какая разница, нарисовано ли оно или
это вид через открытую дверь?”.

А вот «матрасные» живописные панно, созданы приятелем Мюллера — ныне покойным и выдающимся дюссельдорфским абстракционистом-экспрессионистом Готтардом Граубнером (1930 — 2013). Этот художник был консультантом Мюллера по современному искусству, помогавшим ему пополнять причудливую коллекцию.


Это направление — живопись цветовыми пятнами. На ткани. Мягкое. По толщине и размерам похоже на матрасы.

Его относят к абстракционистам группы ZERO, а «цвето-пространственные объекты (или предметы)» украшают помещения в рейхстаге и резиденции немецкого президента.

«Цветной пространственный предмет», холст, вата, синтетика, акрил,

«Мои картины не обозначают какое-либо состояние, они — переход от одного состояния к другому. … Сопоставление холодных и теплых тонов обусловливает напряжение и взаимообмен. Цвет как бы сам собой распространяется по поверхности … цветовое пространство движенся, притягиваемое скоплением пигмента. Поверхность дышит». И ещё: «Цвет разворачивает себя как цветовой организм; я наблюдаю за его собственной жизнью, я уважаю его внутренние закономерности. … словно туман…» (цитаты из его статьи в журнале Zero-Raum, 1973)

Это ещё и “местожительства» — эдакий «жилой музей”, так как здесь же расположены художественные мастерские, где постоянно проживают художники. Например, чрезвычайно интересен Дом Анатоля, где «прописан» (живёт и работает) известный персонаж дюссельдорфской артсцены 1970-х годов скульптор Анатоль Херцфельд — бывший полицейский, ученик прославленного Йозефа Бойса и большой оригинал.

Дверь в дом Анатоля :-)

Зелёная (как здесь водится :-)

Автопортрет?


Парк завален полон его творениями из камня и металла.

А из домашней птицы у него подмечен павлин. Художники-оригиналы, они такие!

Идея наслаждения простотой во всём, и в бесплатном музейном кафе. Его меню 10 лет неизменно: картофель в мундире, смальц (топлёное сало с жареным луком), яйца, традиционное немецкое яблочное пюре, крестьянский хлеб с семечками и изюмом, вода, чай, кофе. Такая вкусная-вкусная, хоть и неприхотливая пища. Интерьер под стать.

А в 1995 году Робинзоном-Мюллером была докуплена ракетная база — заброшенная территория бывшей ракетного «склада» НАТО, закрытая в 1989 году. Этот ракетный арсенал, база площадью 13 гектаров, до подписания договора о взаимном разоружении между США и тогдашним СССР  не был указан ни на одной карте. Впечатление оставляет сюрреальное. Вся территория покрыта зелёными холмами, которые на самом деле никакие не холмы, а бывшие ракетные «секреты», переоборудованные в выставочные залы.

“Мистическая дикость места” – извилистые тропки в траве, где расцветали яблони и груши. И огород.

Как бальзам на раны… Экологичный проект Мюллера приобрел ещё и с антимилитаристским характером. «В блестящих дюралевых ангарах и высокой дозорной башне расположились поэтические лаборатории и художественные мастерские”.

Бывшее никуда не делось, оно проступает…

Теперь там же устроен интереснейший музей и архитектурный объект. По проекту японца Тадао Андо — великолепное здание Фонда Ланген – музей, где разместилось художественное собрание семьи Ланген: показывают модернизм и японское искусство. 

Один из стеклянных коридоров ведёт в подземные галереи площадью 436 квадратных метров, где устраивают выставки. Мне посчастливилось увидеть там в темноте огромного зала восхитительный «Свет» Отто Пине.

И ещё «картинки без слов» с этой бывшей ракетной базы.

Тут тоже — кирпич сорта б/у.

Об авторе Татьяна*Schön

автор журнал про Про*Дюссельдорф.
Запись опубликована в рубрике иDÜллия, МUSE(й)UMно, Окрестности, Осеннее, Программы, Садово-парковое с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Остров. Лаборатория. Музей. Природа. Культура. Старый кирпич. Дома-скульптуры. Необыкновенное. Рядом!

  1. Антон. говорит:

    Интересный репортаж. Спасибо. Хочу туда тоже!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>